Рано или поздно в жизни каждого юного гражданина наступает момент, когда перед ним встаёт задача выбора своего профессионального пути. Главная сложность заключается в том, что этих путей огромное количество и не каждый из них достаточно раскрыт для будущих профессионалов своего дела. По этой причине с целью достаточного профессионального ориентирования выпускается множество изданий, помогающих раскрыть ту или иную профессиональную деятельность. Одним из таких изданий является книга под названием «Основы трудового обучения и профессиональной ориентации слепых и слабовидящих школьников» автора Ермакова В. П. В частности, в разделе «Профориентация слепых и слабовидящих учащихся» кратко обозначено то, что входит содержание профессионального просвещения, аспекты профориентационной работы. Кроме того в пособии рассматриваются основные направления коррекционно-воспитательной работы со слепыми и слабовидящими в процессе трудового обучения, особенности овладения слепыми и слабовидящими техническими знаниями и практическими действиями. Данное пособие в большей степени предназначено для преподавателей трудового обучения, инструкторов и наставников производственных объединений и предприятий ВОС.
Для подобной целевой аудитории предназначено пособие «Технические средства трудового и профессионального обучения слепых и слабовидящих учащихся» авторов Алексеева О. Л., Ермакова В. П. И Смирнова В. Н. Главным отличием этого издания является его техническая направленность: большую часть пособия занимает описание технических устройств, адаптированных для слабовидящих и слепых работников. Технические средства трудового обучения разделены на «Измерительные инструменты», «Разметочные инструменты» и «Специальные приспособления и устройства для работы в учебных мастерских».
Другое пособие авторов Ермакова В. П. и Куличевой Н. И. под названием «Профориентация слепых школьников» предназначена уже непосредственно для самих школьников. Издание состоит из следующих разделов: «Правила выбора профессии», «Незрячие в мире техники», «Как готовить себя к труду на производстве», «Незрячие в мире науки», «Как стать программистом ЭВМ», «Путь в мир литературы и искусства», «Незрячие общественные деятели, организаторы производства, педагоги, юристы», «Куда пойти учиться». Таким образом, пособие состоит из разделов, посвящённых профессиям в сфере производства, науки, культуры, общественной и педагогической деятельности, доступным для незрячих.
Также внимания заслуживают ещё два пособия, которые рассчитаны как на состоявшихся специалистов, так и на студентов. Одно из них - «Опыт социальной реабилитации незрячей молодёжи средствами трудового обучения и профориентации» - представляет собой сборник статей, которые раскрывают, которые раскрывают практический интеграции молодых людей в профессиональную сферу. Несмотря на солидный возраст этого издания, многие аспекты ещё являются актуальными и в наше время. Следующее пособие - «Профессиональная ориентация учащихся с нарушениями зрения: медицина, психология, педагогика» - является комплексным, на что указывает само название. Соответственно в пособии рассматриваются медицинские, психологические и педагогические аспекты проблемы нарушения зрения у детей. Раскрыта специфика организации учебно-воспитательной работы в классе. Главное внимание уделяется вопросам профессиональной ориентации школьников с патологией зрения.
С пожеланиями познавательного чтения,
ведущий библиотекарь абонемента Ильзана Халикова