Размер шрифта: A A A A
Цветовая схема: A A A A A
Изображения: Выкл.| Вкл.
Обычная версия
454080, г. Челябинск, Свердловский пр., 58
10.00 - 18.00, ВС 10.00 - 17.00, СБ - выходной
ГКУК «Челябинская областная специальная библиотека
 для слабовидящих и слепых»
Методический обзор новой специальной литературы
Назад
30.06.2022

Закрепина, А.В. Развиваем социальные умения: родителям детей с ОВЗ : учеб.-практич. Пособие / А.В. Закрепина.- М. : ИНФРА-М, 2019с. – 162с.

Закрепина, А.В..jpg Эта книга написана для родителей, дети которых имеют ограниченные возможности здоровья и в силу этого испытывают сложности с социализацией. Здесь родители найдут подробные описания игр, направленных на развитие социальных умений их детей. Некоторые из этих игр возможны в бытовых ситуациях (например, утреннее умывание), другие требуют организации специального игрового пространства. Для каждой приводятся описания возможных реакций детей на игровые действия и педагогические приемы, позволяющие адаптировать игровую ситуацию к потребностям каждого ребенка.

Большую часть пособия занимают описания разнообразных игровых способов взаимодействия. В каждом параграфе есть небольшое вступление, которое поможет вам понять назначение предлагаемых игр. Основное внимание сосредоточено на дидактических приемах, благодаря которым становится возможным управлять игровой ситуацией и направлять интерес и действия ребенка в русло социального взаимодействия, а в ответ получать ожидаемый отклик и заинтересованность в совместных действиях.

Все игры представлены по общему образцу: сначала дается подробная инструкция, затем – два варианта реакции ребенка и действий взрослого («правильный» и «неправильный» и «не по сценарию»). В первом случае приводятся возможные варианты развития и завершения игры, во втором – описание предметов, которые, несмотря на отсутствие поначалу нужного отклика, позволят провести игру с ребенком и получить задуманный результат.

Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями : пособие / под ред.Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. - 3-е изд., доп. - Москва : ИНФРА-М, 2022.- 160с.

Игры и занятия.jpg

В этой книге собраны игры, упражнения и занятия с малышами. Это результат многолетних педагогических исследований и практического опыта работы с детьми раннего возраста (1-3 года) с психофизическими отклонениями.

Содержание книги включает в себя семь разделов. Раздел 1 посвящен играм и упражнениям, направленным нам социальное развитие ребенка. Проведение этих игр способствует выделению ребенком себя из окружающей действительности, формирует представление о себе и своем «Я», а также представления о других и об окружающем предметном мире.

Раздел 2 включает игры и упражнения, направленные на физическое развитие ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями. Использование игр этого раздела будет способствовать развитию и коррекции общих движений, ручной и мелкой моторики и формированию зрительно-двигательной координации.

Раздел 3 представлен играми, способствующими активизации и совершенствованию ориентировочной деятельности, развитию восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного), ознакомлению ребенка с окружающей действительностью: живой и неживой природой и природными явлениями, развитию речи.

В раздел 4 включены игры и задания, направленные на развитие предметных и предметно-игровых действий, формирование способов усвоения общественного опыта: совместных действий, подражания, указательного жеста, действий по показу, действий по речевой инструкции.

Использование игр и заданий раздела 5 помогут сформировать у детей раннего возраста с психофизическими нарушениями интерес к самостоятельному выполнению действий, связанных с навыками самообслуживания и гигиены.

В разделе 6 даны игры и занятия, использование которых будет способствовать формированию у детей предпосылок к продуктивным видам деятельности: лепке, рисованию, аппликации и конструированию.

В разделе 7 представлено содержание музыкально-дидактических и подвижных игр с музыкальным сопровождением, направленных на формирование интереса у детей к музыкальным видам деятельности.

В процессе игр ребенок усвоит правильные формы поведения, научится взаимодействовать со сверстниками в различных ситуациях. Игры способствуют формированию положительных личностных качеств.


Красный, Ю.К. Арт – всегда терапия. Развитие детей со специальными потребностями средствами искусств / Ю.Е. Красный. - Изд.3-е. – М. : Теревинф, 2019.- 256 с.

Красный, Ю.К..jpgВ книге описан многолетний эксперимент по преподаванию искусства детям с церебральным параличом и другими нарушениями психофизического развития. Автор пытается выйти за пределы узко терапевтических задач, обосновать социальную ценность детей с ДЦП, связанную с особенностями их художественного творчества. Значительная часть книги посвящена подробному описанию приемов и форм творческих занятий с детьми с ДЦП с использованием различных материалов и техник. Уникальным является обращение для реабилитации и социальной адаптации к анимационному творчеству, которое создает исключительные условия для сотрудничества детей с ДЦП с нормотипичными детьми.




Использование артпедагогических технологий в коррекционной работе : учеб. пособие / сост. Т.Г. Неретина, С.В. Клевесенкова, Е.Е. Угринова и др.; под общ. ред. Т.Г. Неретиной. - 6-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2019. - 276 с.

Использование артпедагогических.jpg

В пособии раскрыты основные теоретические и практические вопросы коррекционной педагогики и артпедагогики. Особое внимание уделено практическим аспектам использования артпедагогических техник в коррекционной работе с детьми с нарушениями в эмоционально-волевой и поведенческой сферах как в условиях образовательного учреждения, так и в условиях семьи.

Содержание пособия включает в себя 3 блока.

Блок 1 – Теоретические аспекты коррекционной работы.

Блок 2 – Технологии арттерапии. Танцетерапия (танцетворчество). Музыкотерапия. Изотерапия (изотворчество). Использование нетрадиционных техник рисования в процессе коррекционно-развивающего обучения детей. Бумагопластика. Использование элементов клоунтерапии в работе с детьми дошкольного возраста. Использование элементов пластилинографии в работе с детьми дошкольного возраста. Сказкотерапия. Куклотерапия. Библиотерапия. Игротерапия.

В 3 блок входит система занятий по изотворчеству для старших дошкольников с задержкой психического развития; система занятий по коррекции девиантного поведения у младших школьников в учебном процессе; использование мозаики при работе с дошкольниками с нарушением речи и др.


Августова, Р.Т. В начале было слово : авторский метод по обучению детей с трудностями развития / Ромена Августова. - Москва : Этерна, 2019. - 383 с. 

Августова, Р.Т..jpgВ книге обобщен многолетний опыт автора по обучению речи детей с различными неврологическими заболеваниями, такими, как синдром Дауна, церебральный паралич, олигофрения, заикание и т.п. Первая ее книга «Говори! Ты это можешь» вышла более десяти лет назад и давно стала библиографической редкостью.

Ромена Теодоровна Августова – педагог от Бога. Любовь к ребенку и искреннее желание раскрыть его таланты – вот основа ее метода. У нее непростые ученики, но это не значит, что родителям так называемых «обычных» детей не стоит заглядывать в эту книгу. Еще как стоит! Главное в авторском методе – творческий подход к каждому маленькому человеку, уважение его личности, индивидуальных особенностей.

Известный врач и психолог  Владимир Леви написал о первом издании автора: «Книгу стоит прочесть всем, у кого есть дети, и каждому, кто только еще собирается стать родителем, каждой матери и отцу. Каждому педагогу. Каждому человеку!» Лучше не скажешь!


Леонгард, Э.И. Я не хочу молчать! : опыт работы по обучению детей с нарушениями слуха по методу Леонгард / Э. И. Леонгард, Е. Г. Самсонова, Е. А. Иванова. - 4-е издание. - Москва : Теревинф, 2021. - 141 с. 

Леонгард, Э.И..jpgВ книге представлен практический опыт абилитации и реабилитации глухих и слабослышащих детей дошкольного и школьного возраста в разных условиях воспитания и обучения – в семье, в детском саду и в школе. Подход к воспитанию и обучению глухих и слабослышащих детей, отраженный в «методе Леонгард», имеет принципиальное отличие от традиционного подхода к обучению детей этой категории. Стабильность результатов, получаемых в разных условиях обучения детей с нарушенным слухом, высокий уровень их социальной реабилитации доказывают практическую эффективность Системы формирования и развития речевого слуха и речевого общения, ее научную обоснованность

 





Медведева, Е.А. Познание мира культуры ребенком с ограниченными возможностями здоровья : учебное пособие / Е. А. Медведева. - 2-е издание, исправленное и дополненное. - Москва : Юрайт, 2021. - 82 с.

Медведева, Е.А..jpg

 В этом пособии приведены методики диагностики и критерии оценки познавательных возможностей ребенка с ОВЗ, содержание занятий на познание мира культуры, а также теоретические вопросы и рассуждения по теме.

Учебное пособие состоит из предисловия, трех глав, списка литературы.

В первой главе представлено современное состояние проблемы познания мира культуры ребенком с ОВЗ через искусство, раскрываются особенности формирования познавательно-семиотического и ценностно-ориентированного компонентов социокультурного развития личности таких детей.

Во второй главе представлены методики диагностики и критерии оценки возможностей ребенка с ОВЗ.

В третьей главе раскрывается содержательная составляющая процесса сопровождения личности ребенка с ОВЗ в ее социокультурном развитии и познании мира культуры средствами арттехнологий.


Варенова, Т.В. Коррекция развития детей с особыми образовательными потребностями : учебно-методическое пособие : для студентов высших учебных заведений / Т. В. Варенова. - Москва : Форум, 2021. – 270 с. 

Варенова, Т.В..jpgСодержание учебно-методического пособия соответствует современному уровню развития коррекционной педагогики. В нем нашли отражение новые взгляды на сущность патологии, меры профилактики и предотвращении инвалидности, на место человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности в обществе. В пособии выделены основные направления коррекционно-развивающей работы, показаны особенности использования традиционных и альтернативных средств коррекции. Учебное пособие представляет собой компактный и информационный курс, основанный на  формировании целостного подхода к коррекционно-развивающей работе с детьми, которые нуждаются в создании специальных условий для получения образования.

 




Музей без света: справочник музеев Москвы, адаптированных для слепых и слабовидящих / сост. Е.Н. Лебедева ; Российская государственная библиотека для слепых. – Москва, 2021. – 72с.

Музей без света.jpgИздание содержит справочно-информационные материалы об условиях доступности для посетителей с нарушениями зрения нескольких музеев  города Москвы: Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина; Государственного музея обороны Москвы; Государственного Дарвинского музея; государственного музея – культурного центра «Интеграция» имени Н.А. Островского; Музея русского импрессионизма; Музея «Огни Москвы»; Еврейского музея и центра толерантности. Для каждого учреждения культуры имеются адрес и режим работы, оптимальные маршруты общественного транспорта, особенности навигации по музею, элементы физической и информационной доступности экспозиций, необходимые контакты, стоимость посещения, льготы и т.п.

Справочная информация о музеях в данном издании дополнена озвученными материалами об истории музеев, их создателях, зданиях, исторических местах и людях с ними связанных, об уникальных экспонатах с собственной историей и т.п. Прослушать звуковые файлы можно отсканировав с помощью сматрфона или планшета  QR-коды, находящиеся в каждом разделе о том или ином музее.



Хлебникова, Т.А. Брайль учить нескучно: из опыта работы преподавателя системы Брайля. – Москва : ООО «ИПТК «Логосвос», 2020. – 92с.

Книги 30.06.2022 (4).JPGЕсли вы педагог, руководитель кружка, реабилитолог или родственник человека, потерявшего зрение, и будете заниматься с ним изучением рельефно-точечного шрифта – это книга для вас. В ней содержатся методические рекомендации, а также обобщается опыт практической работы.

Кроме того, здесь рассказывается о наглядных пособиях, используемых на уроках, раскрывается методика освоения шеститочия и его элементов, приводятся различные упражнения и задания, в том числе и занимательные, применяемые в период изучения и закрепления букв, знаков математической записи. Есть даже азбука в стихах.





Хорошавина, Е. Библиотека без барьеров : инструкции и советы профессионалам по работе с особенными детьми : методическое пособие / Екатерина Хорошавина ; Российская государственная библиотека для слепых. – Москва, 2021. – 76с.

Хорошавина, Е..jpgВ пособии предложены практические инструкции, советы по взаимодействию с особой категорией юных читателей и примеры успешной библиотечной работы, так как именно библиотеки имеют уникальный  и, пожалуй, самый продолжительный среди учреждений культуры опыт работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Автор пособия указывает на элементы доступности, необходимые в библиотеке, советует, что нужно сделать, чтобы особенный ребенок пришел в библиотеку, рассказывает об особенностях общения с детьми, имеющими нарушение слуха, зрения, с детьми с интеллектуальной недостаточностью, испытывающими речевые трудности и др. Опираясь на свой опыт, дает инструкции  как действовать в критических ситуациях, обращает внимание на особые полки с «книгами, помогающими жить».

Словарь русского жестового языка / авторский коллектив В. З. Базоев, Г. Н. Гаврилова, И. А. Егорова, В. В. Ежова, Т. П. Давыденко, Н. А. Чаушьян . - 5-е изд., стереотипное. - Москва : Флинта, 2022. - 525 с.

Словарь русского ж.jpgСегодня жестовый язык становится все более популярным и востребованным. Словарь языка глухих, слабослышащих и слепоглухих содержит около 3000 жестов, составляющих основу русского жестового языка. Каждому жесту соответствует фотокадр, показывающий положение рук при его выполнении. Кадр, расположенный слева – начало выполнения жеста, справа – конечная позиция. Каждый жест обозначен словом (или группой слов) на русском и английском языках. Также в издании имеется дактильная азбука, цифры, страны и континенты.

Словарь может быть использован как учебное пособие для самостоятельного изучения русского жестового языка.



Перкинс Школа: руководство по обучению детей с нарушениями зрения и множественными нарушениями развития : методический материал / Кэти Хайдт [и другие ; перевод с английского Екатерины Мельниковой] ; РБОО "Центр лечебной педагогики" (Москва). - 2-е издание. - Москва : Теревинф, 2021. - 556 с.

Перкинс Школа.jpgПеркинс Школа – первое образовательное учреждение для слепых в США, открытое в 1832 году при значительном содействии мецената Томаса Перкинса.

Сотрудники Школы стремятся открыть перед слепыми и слепоглухими людьми дорогу к образованию, грамотности и самостоятельности. Они постоянно обращаются к лучшему международному опыту и в то же время создают и непрерывно совершенствуют собственные подходы к обучению.

Руководство состоит из трех частей. В первой изложены методические основы обучения и отдельные приемы  преподавания основных дисциплин в начальной школе; во-второй – подробно описаны особенности сенсорной сферы и развития остаточного зрения, а также специфика обучения основам ориентировки и мобильности детей с нарушенным зрением; третья часть посвящена подготовке к самостоятельной жизни.

Руководство содержит практические рекомендации по проведению учебных занятий.


Айрес, Энн Джин Ребенок и сенсорная интеграция : понимание скрытых проблем развития : с практическими рекомендациями для родителей и специалистов / Э. Джин Айрес при участии Джеффа Роббинса ; [перевод с английского Ю. Даре]. - 4-е издание. - Москва : Теревинф, 2021. - [268, 3] с. : ил.

Айрес, Энн.jpgКнига написана, прежде всего, для родителей, имеющих ребенка с нарушениями сенсорной интеграцией, которые по разным причинам не могут посещать специалистов. В книге ясно и доступно описывается природа сенсорных нарушений, их влияние на повседневную жизнь детей с такими нарушениями и на их родителей, а также пути и средства помощи.  Книга позволит расширить представление читателей о проблемах школьной неуспеваемости, о процессе освоения письма, чтения и счета, о двигательной неловкости и неуклюжести некоторых детей и, частично, о страхах и неуверенности в себе, а также о многом другом.

Те, кто прочтет книгу Э. Дж. Айрес, смогут по-другому оценить важность игры, активности ребенка и всего многообразия его взаимодействия с окружающей средой.


Гринспен, Стенли. На ты с аутизмом : использование методики Floortime развития отношений, общения и мыщления / Стенли Гринспен, Сирена Уидер. - 6-е изд. - Москва : Теревинф, 2021. - 512 с.

Гринспен, С.jpgАутизм – это комплексное нарушение развития, включающее проблемы с социальным взаимодействием, освоением языка и целым рядом эмоциональных, когнитивных, двигательных и сенсорных способностей, а также отставание в развитии этих способностей.

В книге впервые на русском языке представлена распространенная система помощи детям с расстройствами аутического спектра DIR/Floortime, разработанная профессором Стенли Гринспеном – одним из крупнейших в мире специалистов в этой области. Система помощи детям построена  на выделении таких параметров, как эмоциональная теплота, способность строить отношения с людьми, способность к творческому мышлению и осмысленному общению. Занятия проводятся в атмосфере эмоционального контакта, в них участвуют не только специалисты, но и вся семья, и в результате навыки общения и мышления быстро входят в повседневную жизнь.

Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития : методический материал / О. С. Бояршинова [и др.] ; под редакцией А. Л. Битовой, О. С. Бояршиновой. - Москва : Теревинф, 2018. – 113 с.

Развивающий уход.jpgСовременный ребенок  с ТМНР – это чаще всего ребенок  с тяжелой  формой церебрального паралича, осложненной соматическими, сенсорными, интеллектуальными и речевыми нарушениями.

В пособии представлены инновационные эффективные технологии, практики и методы работы по развивающему уходу за детьми, имеющими тяжелые и множественные нарушения развития, начиная с раннего возраста. Большая практическая часть содержит описание подходов к организации повседневной двигательной активности детей, в том числе позиционирования с использованием технических средств реабилитации и подручных средств. Рекомендованы основные правила общения с детьми  с ТМНР; правила проведения гигиенических процедур; кормления одевания и раздевания ребенка; занятости, в том  числе в игре.