
Достаточно сложно порой складываются взаимоотношения лиц с нормальным и нарушенным зрением. Нередко причиной осложнения коммуникации являются вовсе не отрицательная позиция зрячего по отношению к инвалиду, а незнание и непонимание особенностей такого общения.
Методические рекомендации по этике общения адресованы всем, кто в силу тех или иных обстоятельств, постоянно или же изредка — не важно, общается с незрячими людьми, оказывает им помощь и поддержку. Многолетний опыт работы с людьми, имеющими ограничения зрения, показывает, что помощь нужна не только незрячему, но и его окружению. Ведь от него во многом зависит, как будут чувствовать себя в обществе люди, лишенные зрения. Адаптация таких людей к окружающей обстановке и образу жизни зрячих возможна лишь тогда, когда есть понимание, а также своевременная и соизмеримая помощь со стороны зрячих. Такая помощь способствует развитию самостоятельности и свободы незрячих людей. Знание психологической ситуации незрячего человека, понимание его проблем общения с миром, который он воспринимает тактильно и на слух, позволят открыто идти на контакт с ним.
Перечисленные практические рекомендации могут оказаться полезными для организации взаимодействия и взаимопонимания в процессе общения библиотекаря и инвалида по зрению, хотя они отражают далеко не все возможные ситуации оказания помощи незрячим пользователям.
Электронная версия