
Одна из наиболее уязвимых и нуждающихся в особом внимании категории инвалидов – люди с комплексными нарушениями зрения и слуха. В специальной литературе инвалидов такого рода обозначают как «слепоглухие».
Слепоглухота – это уникальная инвалидность, обусловленная сочетанными глубокими нарушениями зрения и слуха, и вызывающая особые проблемы, отличные от тех, которые порождаются отдельно слепотой или глухотой. К данным проблемам, в первую очередь, относятся трудности в общении с окружающими людьми, во взаимодействии с окружающим миром, его изучении и ориентировке в нём, в доступе к информации.
С учетом международных критериев и данных научной и медицинской статистики, количество слепоглухих в России может достигать от 7000 до 12 000 человек (из расчета 5-8 слепоглухих на 100 000 чел. населения) и больше, так как в настоящее время наблюдается общая тенденция к возрастанию численности слепоглухих во всём мире.
Возможности их социальной интеграции и нормального функционирования в обществе резко снижены в силу серьезности имеющихся сенсорных нарушений, ограничивающих познание окружающего мира, общение, личностное развитие и общественно-полезную деятельность.
В работе со слепоглухое особое значение приобретает индивидуальный подход, так как эта группа инвалидов чрезвычайно разнородна в силу сочетания двух сенсорных дефектов, каждый из которых выступает в разной степени тяжести.
Необходимо специально создавать нестандартные формы социальных контактов и общения в каждом конкретном случае. Столь же индивидуальными должны быть и системы социально-психологической помощи и поддержки.
Знания об особенностях взаимодействия с инвалидами данной категории необходимы для повышения эффективности работы как библиотечным специалистам, так и всем людям, контактирующим со слепоглухими.
Электронная версия